Духовный интеллект (SQ)
Занимает центральное положение среди всех видов интеллекта, поскольку он в значительной степени задает направление развития остальных трёх. Он отражает наше стремление к пониманию смысла и установлению связи с бесконечностью.
Ричард Уолман, автор кники «Думаем душой», так пишет о духовном интеллекте:
Под духовным я понимаю древний и постоянный поиск человеком связи, с чем-то более значимым и надежным, чем наше эго, — с нашей душой, друг с другом, с миром истории и природы, с нераздельными веяниями духа, с тайной жизни/
Духовный интеллект также помогает нам разглядеть правильные принципы, являющиеся частью нашей совести, которые можно символически представить как компас. Компас — замечательная метафора для принципов, поскольку он всегда указывает на север. Секрет поддержания высокого морального авторитета кроется в том, чтобы неизменно придерживаться принципов, указывающих истинный север.
Чтобы особо подчеркнуть важность духовного интеллекта как величайшей из наших способностей, позвольте поделиться с вами своими, ощущениями по поводу одного исторического эпизода. На меня произвела глубокое впечатление деятельность покойного Анвара Садата, президента Египта, когда он совместно с бывшим президентом США Джимми Картером и бывшим премьер-министром Израиля МенахемомБегином работал над заключением Кэмп-Дэвидского мирного соглашения между Израилем и Египтом.
Несколько лет назад во время поездки на карте для гольфа по территории Кэмп-Дэвида президент США показал мне то место, где было подписано мирное соглашение. Меня это очень взволновало. Я понял, что Садат знал о существовании промежутка между стимулом и реакцией. Еще в молодости, находясь в одиночном заключение в камере №54 Каирской центральной тюрьмы, он сумел увеличить этот промежуток до огромных размеров. Насколько глубоким было это знание, явствует из его слов:
Тот, кто не способен изменить структуру своего мышления, никогда не сможет изменить реальность, и поэтому никогда не продвинется вперед
Прежде чем у Садата изменились взгляды в отношении Израиля, он добился огромной популярности на посту президента, горячо отстаивая интересы арабов. Он ездил по Египту, выступая с политическими речами, заявляя, что он никогда не пожмет руку израильтянину, пока Израиль оккупирует хотя бы пядь арабской земли. «Никогда! Никогда! Никогда» — кричал он, и огромные толпы людей вторили ему: «Никогда! Никогда! Никогда!
Мы пригласили жену Садата мадам ДжеханСадат выступить, в качестве основного докладчика, на нашим международном симпозиуме, и я имел честь встретиться с ней за обедом. Я спросил ее, как они жили с Анваром Садатом — особенно в тот период, когда он выдвинул смелую инициативу отправиться в Иерусалим, что в конечном итоге привело к подписанию Кэмп-Дэвидского соглашения.
Она ответила, что не надеялась на перемену в его убеждениях, особенно после всего того, что он говорил и делал раньше. Вот что она мне рассказала:
Стоя прямо напротив Садата в жилой части дворца, она спросила его:
-Если я правильно понимаю, ты собираешься ехать в Израиль. Это так?
-Да.
-И как же ты сможешь это сделать после всего того, что говорил?
-Я был неправ, и сейчас собираюсь исправить ошибку.
-Но ты же потеряешь свой авторитет и поддержку арабского мира.
-Полагаю, это может произойти; но, думаю, не произойдет.
-Ты потеряешь пост президента в своей стране.
-Да, это тоже может случиться.
-Ты потеряешь свою жизнь. (И, как мы знаем, он действительно погиб от пули политического экстремиста.)
-Моя жизнь предопределена свыше. Она не станет ни на минуту длиннее или короче, чем предназначено судьбой, — ответил он.
Джехан обняла его и сказала, что он самый замечательный человек из всех, кого она знает.
Затем я спросил мадам Садат, что было, когда ее муж вернулся из Израиля. Она ответила, что обычно путь от аэропорта до дворца занимает полчаса. В тот день на это потребовалось более трех часов. Дороги и улицы города были забиты сотнями тысяч людей, приветствовавших Садата аплодисментами и возгласами одобрения, — теми же людьми, которые неделей ранее страстно поддерживали совершенно противоположную позицию. Он поступил правильно, и они это знали. Духовный интеллект представляет собой способность боле высокого уровня, нежели интеллект эмоциональный. Они признавали, что во взаимозависимом мире невозможно думать и жить независимо.
Садат подчинил свое эго и EQ (социальную чувствительность, сопереживание и способность общаться с другими людьми) своему SQ (совести), и результат его поступка имел огромный резонанс во всем мире. Руководствуясь своим духовным интеллектом, он поднял на новый уровень другие виды интеллекта и стал человеком, обладающим высочайшим моральным авторитетом.
Отрывок из книги Восьмой Навык От эффективности к величию Стивен Р. Кови.